В современном мире развитие различных технологий стало делом привычным. И даже не удивительно, что они коснулись и сферу образования. Каждый из участников образовательного процесса может опробовать различные технологии в свой деятельности, выявить для себя приоритетные и их использовать.
Самым распространенным инструментарием в образовательной сфере является среда Google. Чаще всего ее используют для организации учебного процесса, как для индивидуальной формы работы, так и для групповой и коллективной.
Среда включает в себя использование различных возможностей:
1. Подготовка документов для совместной работы всей группы одновременно
2. Формирование учебного календаря для отметки значимых событий
3. Использование чата для обмена сообщениями в любое время и в любой точке
4. Разработка web-страниц в рамках проектной деятельности
5. Облачные хранилища данных
Все эти инструменты учащиеся и педагог могут использовать как на своих компьютерах в классе и дома, так и на свои смартфонах. Для этого среда предоставляет возможность совместного доступа и редактирования файлов, которые определяет их создатель. Это позволяет организовывать сбор информации в одном месте, по одному адресу, по которому в дальнейшем можно посмотреть и общий результат в любое удобное время. При этом у педагога пропадает необходимость постоянно носить с собой ноутбук. Достаточно также использовать свой смартфон или планшет, а во время выступлений в других организациях только зайти под своим аккаунтом в среду и открыть документ.
Но не только в процессе обучения можно использовать данный инструментарий. Воспитательный процесс также можно построить с применений этих технологий. Благодаря совместному доступу происходит сплочение коллектива, ведь работа организуется общая, например, для разработки презентации на военно-патриотическую тему. Можно определить функционал каждого из участников и ответственных за организацию работы, представление материала. Учащиеся полностью погружаются в этот процесс, обрабатывают различный материал, оценивают работу друг друга, предлагают варианты улучшения продукта. Все это можно делать одновременно всем ученикам, а не передавать на носителе файл от одного компьютера к другому. Соответственно, вся работа может быть организована в рамках одного занятия.
Еще одним примером может служить возможность бесплатного создания web-страницы. Что мешает сделать сайт о своем классе, на котором будет отражена различная информация: достижения, фотоотчеты, видеорепортажи, отчет о прошедших и предстоящих мероприятиях. И этим также может заниматься большая часть класса, например, каждый ведет определенную рубрику и отвечает за ту или иную информацию. При это сайт может существовать не один год, а на выпуске самим учащимся будет приятно, что вспомнить. При этом у родителей появится возможность отслеживать жизнь класса и также предлагать свои новшества, благодаря комментариям и инструментам оценки («лайки»). Представляю Вам пример работы нашего класса. Конечно, наш сайт находится еще в разработке, но небольшие достижения имеются. Планируется, что каждый из учащихся в рамках данного пространства, создаст свою страничку, где будет самостоятельно описывать свои личные достижения и оформлять ее так как считает нужным. Таким образом, у классного руководителя будет что-то в виде «хранилища резюме» своего класса.
Также, благодаря возможностям создания опросов, учитель может разрабатывать различные тесты и быстро получать результат. При этом тесты занимают от 5 до 10 минут, а обработка занимает еще меньше времени. Например, чаще всего мы интересуемся у детей какие экскурсии, мероприятия они хотели бы посетить. Для этого можно воспользоваться данным инструментом. Подготовить небольшую анкету-опрос и просто предоставить учащимся на него ссылку. Во-первых, никакой стопки бумаг, которые требуют обработки, во-вторых, результаты появятся моментально и сразу в обобщенном виде, в-третьих, сохранится в облачном пространстве и к ним всегда можно будет обратиться в любой момент времени.
Это, конечно, не все возможности, которые педагог может использовать в организации воспитательного процесса, но это список тех, которые можно освоить в короткие сроки, а применять на протяжении многих лет. Положительные аспекты работы с ними мы уже рассмотрели. Это и экономия времени, и совместный доступ к документам, и работа с современными устройствами в любое время и в любом месте. И, конечно, же никто не отменял и отрицательные стороны их работы. В частности, это уменьшение общения между учащимися и учителем в процессе работы, например, все могут так погрузится в процесс создания своей части документа, что не произнесут ни слова за всю работу. При этом большую часть времени учащиеся будут работать с компьютером или с телефонами, что также вредно для организма. Поэтому перед учителем стоит большая работа по правильной организации процесса и применении этого инструментария в необходимое время.